Земной резонанс

При допущении ошибок при рулении, взлете, посадке и опробовании двигателей могут создаться условия для воз­никновения поперечных колебаний вертолета типа «зем­ной резонанс».

Земной резонанс — это взаимодействие двух колеблю­щихся систем: несущей системы и вертолета на шасси.

Причинами земного резонанса (рис. 3.3) могут явить­ся неправильная посадка, руление на большом шаге, чрез­мерное увеличение шага при опробовании двигателей, дисбаланс лопастей НВ и др. В таких ситуациях лопасти НВ могут оказаться в положении, при котором угол между ними будет отличен от 120°. Поэтому общий центр тяжести лопастей смещается от оси вращения винта и на втулке винта появляется неуравновешенная центробежная сила, которая вызывает колебания несущей системы при враще­нии лопастей (рис. 3.3). Частота этих колебаний может совпасть с частотой собственных колебаний вертолета на шасси, что приведет к раскачке. Раскачка вертолета спо­собствует еще большему движению лопастей относительно вертикальных шарниров, росту неуравновешенной центро­бежной силы, прогрессированию колебаний, что в конеч­ном счете ведет к разрушению втулок несущих винтов, разрушению лопастей и опрокидыванию вертолета.

Когда обороты несущих винтов небольшие, то колеба­ния от несущей системы демпфируются амортстойками,

Рис. 3.3. Схема развития земного резонанса

пневматиками, вертикальными шарнирами. При увеличе­нии оборотов энергия, вызывающая колебания, возрастает, а энергия демпфирующих сил уменьшается вследствие роста тяги винтов и уменьшения в связи с этим обжатия амортстоек и пневматиков колес. Начиная с некоторых оборотов, приток энергии от двигателей, раскачивающей несущую систему, будет больше энергии ее рассеивания во всех амортизаторах и демпферах, поэтому колебания будут возрастать и, если не принять срочных мер, воз­можно разрушение вертолета.

Если такие колебания начинают развиваться (приз­нак— быстронарастающие колебания вертолета), необхо­димо немедленно выключить двигатели, вслед за этим энергично увеличить шаг несущих винтов до максималь­ного, что приведет к уменьшению частоты их вращения и, следовательно, к различию частот собственных и вынуж­денных ‘колебаний. При возникновении признаков земного резонанса на пробеге или рулении после описанных выше действий необходимо отклонением ручки ППУ па себя и торможением колес погасить поступательную скорость и затормозить несущие винты. Оторвать вертолет от земли после обнаружения признаков земного резонанса или взле­теть после его прекращения пытаться не следует, так как земной резонанс очень быстро (3—4 качка) приведет к разрушению узлов втулок несущих винтов и повреждению лопастей.

Чтобы исключить случаи попадания вертолета в зем­ной резонанс, рекомендуется следить за чистотой поверх­ности лопастей несущих винтов, правильно заряжать аморт — стойки и пневматики шасси, не превышать скорость руле­ния, не раскручивать и не останавливать несущие винты при глухой швартовке, не пытаться парировать попереч­ные колебания вертолета отклонением ручки ППУ, не увеличивать шаг несущих винтов при опробовании двига­телей, соблюдать ограничения по ветру.

При соблюдении условий эксплуатации вертолета зем­ной резонанс не возникает.